Контакты:

Тел/факс заведующий:
+7(8652) 50-11-00
Методический кабинет:
+7(8652) 50-11-20
Бухгалтерия:
+7(8652) 50-11-05
E-mail: dou_79@stavadm.ru

Адрес:

355000, РФ
Ставропольский край,
город Ставрополь,
проспект Кулакова, 53

Тревожность как свойство личности ребенка

02.11.2020

Тревожность как свойство личности ребенка

В психологии принято различать возникающие у детей психологические проблемы следующим образом:

  • проблемы, связанные с умственным развитием (плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. п.);
  • поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
  • эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность и т.п.);
  • проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, и т.д.);
  • неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

В данной статье рассмотрим эмоционально-личностные, поведенческие и проблемы общения детей в возрасте 5-6 лет. Научные исследования подтверждают, что эти проблемы являются следствием родительского программирования.

Детские проблемы (эмоционально-личностные, поведенческие и проблемы общения) возникают у ребенка из-за:

  • повышенной тревожности,
  • неадекватной самооценки,
  • депрессивного настроения,
  • агрессивности и трудностей в общении.

Тревожность детей дошкольного возраста, это постоянные переживания тревоги, которые фиксируются и становятся свойством личности — тревожностью.

Ученые считают, что тревога зарождается уже в раннем детстве (от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев), вначале это тревога потерять мать, затем — других взрослых и сверстников. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность превращаясь в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста».

Таким образом, тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, а тревожность — устойчивое состояние, не связанное с какой-либо определенной ситуацией. Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. При этом мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Завышенные требования, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, также являются одной из причин возникновения тревожности.

Таким образом, что повышает вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с другими детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлеченности родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

Как себя вести в общении с тревожным ребенком

  1. Не подрывать авторитет других значимых для него людей.
  2. Быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что разрешалось раньше.
  3. Учитывать возможности детей, не требовать от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается, что – либо, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов похвалить.
  4. Доверять ребенку, быть с ним честным и принимать таким, какой он есть.
  5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили радость.
  6. По возможности контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.
  7. Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш ребенок.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта.

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта