Тревожность как свойство личности ребенка
02.11.2020
Тревожность как свойство личности ребенка
В психологии принято различать возникающие у детей психологические проблемы следующим образом:
- проблемы, связанные с умственным развитием (плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. п.);
- поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
- эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность и т.п.);
- проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, и т.д.);
- неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).
В данной статье рассмотрим эмоционально-личностные, поведенческие и проблемы общения детей в возрасте 5-6 лет. Научные исследования подтверждают, что эти проблемы являются следствием родительского программирования.
Детские проблемы (эмоционально-личностные, поведенческие и проблемы общения) возникают у ребенка из-за:
- повышенной тревожности,
- неадекватной самооценки,
- депрессивного настроения,
- агрессивности и трудностей в общении.
Тревожность детей дошкольного возраста, это постоянные переживания тревоги, которые фиксируются и становятся свойством личности — тревожностью.
Ученые считают, что тревога зарождается уже в раннем детстве (от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев), вначале это тревога потерять мать, затем — других взрослых и сверстников. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность превращаясь в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста».
Таким образом, тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, а тревожность — устойчивое состояние, не связанное с какой-либо определенной ситуацией. Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.
Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. При этом мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Завышенные требования, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, также являются одной из причин возникновения тревожности.
Таким образом, что повышает вероятность развития тревожности:
- критика и упрёки;
- сравнение с другими детьми;
- отсутствие поддержки;
- нестабильность в повседневной жизни;
- непонимание происходящих событий;
- низкая степень вовлеченности родителей в повседневную жизнь малыша;
- совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
- недостаток любви, внимания.
Признаки тревожности ребёнка:
- суетливость;
- двигательное беспокойство;
- повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
- нарушения сна;
- скованность;
- панический страх нового, любых перемен;
- неуверенность в себе;
- отказ от новых видов деятельности;
- серьёзность;
- нежелание выделяться и стремление к тишине;
- частые страхи без повода;
- заниженная самооценка.
Как себя вести в общении с тревожным ребенком
- Не подрывать авторитет других значимых для него людей.
- Быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что разрешалось раньше.
- Учитывать возможности детей, не требовать от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается, что – либо, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов похвалить.
- Доверять ребенку, быть с ним честным и принимать таким, какой он есть.
- Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили радость.
- По возможности контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.
- Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш ребенок.
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта.