Контакты:

Тел/факс заведующий:
+7(8652) 50-11-00
Методический кабинет:
+7(8652) 50-11-20
Бухгалтерия:
+7(8652) 50-11-05
E-mail: dou_79@stavadm.ru

Адрес:

355000, РФ
Ставропольский край,
город Ставрополь,
проспект Кулакова, 53

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

07.04.2021

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения из-за дефектов восприятия и произношения фонем,  т.е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  – сочетание нарушений звукопроизношения  и фонематического восприятия (умения воспринимать и различать звуки речи).

          Формирование правильного произношения напрямую зависит от уровня развития фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, слоговой структуры слов, лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа (мысленного  разделения  на звуки разных звукокомплексов: слогов, слов).

    Характерными особенностями речи детей с ФФНР являются нарушения звукопроизношения. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми звуками, например: [с],[ш] — [ф], вместо [р],[л] — [л’],[й], вместо звонких – глухие звуки; свистящие и шипящие звуки заменяются переднеязычными звуками [т][т’][д],[д’]. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие, шипящие:[с],[с’],[з],[з’],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ], сонорные[л],[р],[р’], звуки [т],[д],[й],[ы]. Часто наблюдается  диффузное(смешанное) произношение звуков — вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок с ФФНР произносит средний, неотчетливый звук, например вместо [ш],[с] – смягченный звук [ш]. Характерно также нестойкое употребление звуков в речи, когда одно и то же слово  при повторении произносится различно. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова: вместо скатерть – они говорят «катиль» или   «катеть», вместо велосипед – «сипед».

    Характер данных звуконарушений у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия: дети испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога, испытывают трудности при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук, при звуковом анализе слогов и слов.

    Кроме того наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи, трудности в формировании словаря и грамматического строя речи.

    Для детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна также неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия.  Логопедическая работа включает:

  1. Формирование произносительных навыков;
  2.  Развитие фонематического восприятия;
  3.  Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

           Коррекционное обучение направлено также на формирование  у детей определенного круга знаний об окружающем, соответствующего объема словаря, грамматических представлений, развития связной речи, произвольного внимания и памяти.

    Таким образом своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях (компенсирующих группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупредить трудности в обучении письму и чтению в школе.

alt

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта