Контакты:

Тел/факс заведующий:
+7(8652) 50-11-00
Методический кабинет:
+7(8652) 50-11-20
Бухгалтерия:
+7(8652) 50-11-05
E-mail: dou_79@stavadm.ru

Адрес:

355000, РФ
Ставропольский край,
город Ставрополь,
проспект Кулакова, 53

Преодоление трудностей в общении детей дошкольного возраста

21.01.2021

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. 

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.

Имеются некоторые причины, мешающие развитию коммуникативных умений и навыков.

Причинами нелюдимости являются:

  1. Индивидуально невысокая потребность в общении у ребенка, с хорошо развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает неинтересно общаться со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьмистарше себя или взрослыми.
  2. Ребенок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мама, папа или кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно требовать высокого уровня общительности у ребенка. В таком случае у ребенка нет образца поведения в ходе общения с другими.
  3. Ребенку достаточно общенияв своей многочисленной семье.
  4. У ребенка высокий уровень тревожности.
  5. У ребенка уже сформировалась определенная модель поведения в социуме.

Существуют основные модели ролевого поведения ребенка в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

  • «Клоун»— ребенка в коллективе не замечают, не ценят. Для поднятия своего авторитета малыш начинает паясничать. Его девиз «Пусть смеются, зато я в центре внимания».
  • «Добрая фея»— ребенок старается всем понравиться через подкуп. Он приносит жвачку, игрушки, конфеты и т. п. Через такое приношение ребенок чувствует себя нужным.
  • «Изгой»— ребенок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток.
  • «Ябеда»— ребенок с повышенной импульсивностью старается быть «хорошим» на фоне «плохого» ребенка.

Как родителям помочь ребенку с трудностями в общении?

— Обратите внимания на то, как строятся отношения между членами семьи, ведь, первые навыки общения ребенок ПОЛУЧАЕТ ДОМА.

— Помогите ребенку сформировать уверенность в себе, стимулируйте его к общению, в том числе и с незнакомыми людьми.

— Формируйте положительное отношение к сверстникам.

— Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Не навешивайте на него ярлыков («ты — неуклюжий», «ты — невнимательный»). Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

— Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

— Не забывайте мотивировать действия ребенка словами, объятиями, улыбкой, походами в интересные для ребенка места, новой игрушкой и т. п.

— Не обсуждайте и не осуждайте в присутствии ребенка тех, по вашему мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.

Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей.

Главное, о чем стоит всегда помнить родителям — нельзя проявлять невнимание и запускать проблему малыша, в надежде что все «само образуется». Чем раньше мама и папа возьмут ситуацию под контроль — тем легче и быстрее придут результаты коррекционной работы. Любовь и поддержка самых близких людей и помощь профессионалов — залог успеха в решении проблем общения.

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта